Личностно
ориентированное системное воспитание учащихся.
Воспитание
подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда. Человек воспитывается
постоянно, личность его формируется в течение всей жизни. А.С. Макаренко писал:
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже тогда, когда вас нет».
В современном мире,
в новых условиях общественного развития мы должны строить воспитание по-новому,
т. е. иначе планировать свою работу. «Воспитание детей – рекордно сложное
занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых
характеров, создание сложных микромиров, а для такого творчества нужна и
глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться
как к самой важной из всех земных профессий…» - так выразил свои мысли Ю.
Рюриков. И это действительно так, ведь каждый из нас знает, что мы готовим к
жизни новое поколение. Нам доверено ни много ни мало – будущее России. И от
того, каким оно будет, что будет заложено в душах и умах детей, будет зависеть
наше и их будущее. Это очень важно, как они будут жить в новом веке, какими они
станут, каким будет общество их нового века.
Читая труды корифеев
воспитания А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, я
начала задумываться о сущности воспитания. Наблюдая в течение нескольких лет за
своими учениками, я создала свою, может быть, еще несовершенную, концепцию
воспитания. В основе ее – всем известное понятие о воспитании как о
целенаправленном управлении процессом развития личности. Чтобы этот процесс
развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана
вокруг него соответствующая атмосфера. В своей семье каждый ребенок чувствовал
себя центром Вселенной: для родителей он всегда был, есть и будет самым
особенным, самым умным, самым красивым, самым талантливым. Когда он оказывается
в коллективе, то может растеряться, потеряться, остаться незамеченным. А это
для него – трагедия. Поэтому, я считаю, нужно обязательно в каждом маленьком
человечке разглядеть и развить его талант и способности. Нужно создать такие
условия, чтобы каждый ребенок обязательно проявил себя. Для этого нужно
выполнять несколько правил:
- Воспитывать в детях
уверенность в себе.
- Браться за любое
дело и знать, что оно даст положительный результат, принесет успех.
- Уметь удивлять и
удивляться.
- Убедить детей в
важности любого дела.
- Воспитывать
взаимное уважение друг к другу.
- Учить работать и
анализировать.
- Предоставлять самостоятельность
ребенку.
- Не упустить момент
первого успеха ребенка.
- Создать условия для
раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализовать свои
способности.
Каждый ребенок –
личность. Главное для меня – воспитать эту личность, найти в каждом ребенке
хорошее и поддержать в нем это хорошее. Ведь только тогда ребенок научится
познавать себя, когда его душа и сердце будут освещены лучиками надежды и
успеха. Поэтому я считаю, что индивидуальному воспитанию личности нужно уделять
особое внимание. В современных условиях необходимо дойти до каждого ученика,
создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать
в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей
для меня является реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию.
Моя система
воспитания начинается с того, что я прежде всего представляю себе, чего я хочу
добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу видеть их в конце
года, какими они должны стать по окончанию школы. Получив классное руководство
в 5 классе, я ставлю следующие задачи:
- Изучить личность
каждого ребенка, его физическое, психическое состояние, семью,
индивидуальные особенности и способности.
- Продолжать традиции,
установленные в классе в период обучения в начальной школе, и развивать
их.
- Всемерно
способствовать сплочению классного коллектива.
- Начать работу по
развитию ученического самоуправления.
- Активизировать
работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях.
- Способствовать
формированию активной жизненной позиции детей.
- Развивать лучшие
человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой
деятельности класса.
Выбирая формы работы, я отдаю
предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «Я».
Для этого я провожу различные наблюдения, анкетирования, тестирования,
мероприятия и праздники, которые дают возможность увидеть творческие
возможности детей, их наклонности, проследить систему взаимоотношений детей
между собой. Здесь выясняются сильные и слабые стороны как коллектива, так и
отдельных личностей. Из года в год
продолжаю работать над задачами, поставленными в самом начале, ставлю
новые, более актуальные и важные на данном этапе. Моя задача – создать условия
самореализации ребенка, важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец
себя, своей удивительной души. Нужно помочь ему
обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого он не будет
соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно
стать той силой, которая построит новую процветающую Россию. Воспитывая своих
учеников, я всегда представляю каждого из них личностью, определившей свою
жизненную цель и путь к ее достижению. Такие люди всегда уверенны,
ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и
умеют любить. Очень важно, мне кажется, воспитать в детях чувство собственного
достоинства, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет, может. У каждого
человека есть в этой жизни свое призвание, своя уникальная миссия, которую
должен исполнить он, и только он. Сущность этой миссии – в самореализации, в
самоосуществлении. Поэтому основу воспитательного процесса должны составлять
следующие принципы:
1.
воспитание строить в соответствии с
потребностями ребенка;
2.
давать возможность ребенку сознательно
формировать свою личность;
3.
создавать ситуации успеха;
4.
обеспечить доверительные отношения между
учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
5.
обеспечить целостность и последовательность
воспитательного процесса.
Моя нравственная позиция,
или формула успеха.
Учитель, будь солнцем,
излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих
чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их
душах и сердцах.
ПОМНИ!
-Будь осторожен!
-Не ошибись!
-Не навреди!
-Будь надеждой для своего
ученика!
-Дари себя детям!
-Знай, к чему стремиться!
-Постоянно ищи в ребенке
богатство его души!
-Будь терпеливее в
ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
-Все делай творчески!
-Улыбки рассыпай направо и
налево!
-Сначала отдай, а потом
проси!
-Сам цени свое время и
ребенка этому учи!
Думай о детях, как о
своих!
-Принимай каждого ребенка
таким, какой он есть наедине с собой!
Структура ученического
самоуправления: Учебный сектор:
- ведет учет успеваемости в классе;
- оформляет молнии для классного уголка, отражающие
положение учебных дел в классе;
- помогает классному руководителю проверять дневники;
- ежемесячно проверяет учебники;
- планирует работу своего сектора на каждую четверть.
Сектор дисциплины и порядка:
- планирует работу своего сектора на каждую четверть;
- следит за выполнением единых требований к учащимся;
- организует дежурство по школе;
- ведет дневник дисциплины и порядка в классе;
- следит за дисциплиной и порядком на уроках.
- Санитарно – хозяйственный сектор:
- проверяет внешний
вид учащихся;
- регулярно следит за
дежурством в классе;
- организует
генеральные уборки в кабинете;
- составляет график
дежурства в кабинете;
- оформляет «Уголок здоровья».
Спортивный сектор:
- организует и
проводит спортивные мероприятия;
- ежедневно проводит
комплекс упражнений утренней зарядки;
- ведет учет
спортивных достижений;
- ведет пропаганду
здорового образа жизни.
Культмассовый сектор:
- планирует проведение
культурно-массовых мероприятий;
- составляет сценарии
праздников;
- оформляет классный
уголок.
Трудовой сектор:
- отвечает за
проведение трудовых десантов;
- составляет график
работ на пришкольном участке.
Задачи на учебный год.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1) продолжить работу
по формированию сплоченного ученического коллектива;
2) продолжить работу
по развитию ученического самоуправления в классе;
3) оказывать помощь
активу класса.
2. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) учить детей
вырабатывать собственные взгляды, суждения, оценки;
2) учить осмысливать
и анализировать собственные нравственные поступки, а также поступки сверстников
и одноклассников.
3) вести работу по
развитию нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать другим,
умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать
и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) организовать
самообслуживание, воспитывая хозяйское отношение к школьному имуществу;
2) воспитывать у
учащихся постоянное стремление к приобретению знаний, к самообразованию.
4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАЕНИЕ
1) принимать участие
во всех художественных мероприятиях, проводимых в школе;
2) воспитывать
учащихся средствами искусства;
3) поощрять развитие
индивидуальных творческих способностей.
5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
УЧЩИХСЯ
1) формировать у
учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
2) пропагандировать
санитарно-гигиенические знания.
6. РАБОТА С
СЕМЬЕЙ
1) организовать
психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских
собраний, индивидуальных бесед, консультаций;
2) проводить
мероприятия, направленные на формирование единых моральных требований семьи и
школы к учащимся.
7. РАБОТА С
УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ
1) индивидуальные
беседы с учителями-предметниками об успеваемости учащихся;
2) провести малый
педсовет в классе с приглашением родителей, учителей, работающих в 8 классе;
3) организовывать
встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией,
оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей.
Анкета для родителей.
- Какие
положительные качества характерны для Вашего ребенка?
- Какие
отрицательные качества характерны для Вашего ребенка?
- Какие качества Вы
стараетесь воспитать у Вашего ребенка, и насколько Вам это удается?
- Имеет ли Ваш
ребенок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет?
- Как он относится к
другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует,
защищает?
- Как Вы реагируете
на полученные Вашим ребенком оценки?
- Как поощряете за
успехи в учении?
- Достаточно ли Вы
осведомлены о школьной жизни ребенка?
- На всех ли
родительских собраниях Вы бываете?
- Ваши предложения и
пожелания классному руководителю.
Анкета « Школа и я».
- Назови свой самый
любимый предмет.
- Считаешь ли ты свой
класс дружным?
- Если бы тебе
предложили перейти в другой класс, согласился бы ты это сделать?
- К кому бы ты
обратился за помощью, если бы в классе возникла конфликтная ситуация?
- С кем бы из
учителей тебе было трудно расстаться, если бы ты перешел в другую школу?
- Кто из
одноклассников принес классу наибольшую пользу?
- Когда на тебя
кричат, ты отвечаешь тем же?
- Нравится ли тебе
учиться в школе?
- Легко ли тебе
дается ученье?
- Устаешь ли ты после
занятий в школе?
- Сколько времени ты
тратишь на подготовку домашнего задания?
Анкета «Выявление
качеств личности учащегося»
- Часто ли ты
чувствуешь, что нуждаешься в друзьях, которые могут тебя понять, ободрить
или посочувствовать?
- Считаешь ли ты себя
беззаботным человеком?
- Очень ли трудно
тебе отказаться от своих намерений?
- Всегда ли ты
сдерживаешь свои обещания, даже если тебе это невыгодно?
- Часто ли у тебя
бывают спады и подъемы настроения?
- Много ли ты
мечтаешь?
- Считаешь ли ты свои
привычки хорошими?
- Когда на тебя
кричат, ты отвечаешь тем же?
Варианты ответов:
ДА НЕТ НЕ
ЗНАЮ
|