Примерный
план психологической характеристики ученика.
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
Анкетные данные.
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Школа, класс.
- Специализация школы.
Сведений о состоянии здоровья.
- Часто ли болеет (часто,
средне, редко).
- Хронические заболевания
(какие).
- Особенности
функционирования нервной системы:
быстро утомляется;
утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
быстро переходит от
радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
стабилен в проявлении
настроения;
преобладает возбуждение;
возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая,
удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия
(систематические).
- Занятия общественно полезным
трудом (каким).
- Занятия в художественной самодеятельности (какой).
- Занятия в кружках,
клубах, штабах, бригадах.
- Занятия спортом (каким).
- Занятия организационной
работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность
интересов:
- На учебную деятельность;
- На трудовую
деятельность;
- На художественно -
эстетическую деятельность;
- На достижение в спорте,
туризме;
- На отношения между
людьми.
Отношения к делу:
Общественная активность.
- Активно участвует во
всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
- Принимает активное
участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
- Не проявляет активности
в общественной жизни, но поручения выполняет.
- Редко принимает участие
в общественных делах.
- Отказывает участвовать в
общественных делах.
Трудолюбие.
- Любую работу ученик
всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
- Как правило, охотно
берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного
характера редки.
- Редко охотно берется за
работу.
- Чаще всего старается
уклониться от любой работы.
- Всегда уклоняется от
выполнения любого дела.
Ответственность.
- Всегда хорошо и в
назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
- В большинстве случаев
хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
- Часто не выполняет в
срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
- Очень редко выполняет
порученное ему дело.
- Никогда не доводит до
конца порученные ему дела.
Инициативность.
- Выступает зачинателем
многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
- Редко сам начинает новое
дело.
- Почти никогда сам не
начинает новое дело.
- Никогда не выступает
зачинателем какого-либо дела.
Организованность.
- Всегда правильно
распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
- В большинстве случаев
правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
- Умеет правильно
распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.
- Чаще не умеет правильно
распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Любознательность.
- Постоянно активно узнает
что-то новое в разных областях науки и культуры.
- В большинстве случаев
заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.
- Редко стремиться узнать
что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.
- Как правило, не
проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
- Равнодушен к всякого
рода новым знаниям.
Аккуратность.
- Всегда содержит свои
вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в
порядок.
- Содержит в надлежащем
порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.)
скорее по
обязанности.
- Не проявляет большого
стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит
общественное имущество.
- Часто не заботится о
своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество,
даже портит его.
- Совершенно не заботится
о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен,
неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям:
Коллективизм.
- Всегда проявляет заботу
по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу
о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
- Нередко проявляет
равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Как правило, равнодушен
к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах
общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».
Честность. Правдивость.
- Всегда правдив по
отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
- Почти всегда правдив по
отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
- Часто говорит неправду
ради собственной выгоды.
- Почти всегда говорит
неправду, если это ему выгодно.
- Склонен всегда, говорить
не правду.
Справедливость.
- Активно борется с тем,
что считает несправедливым.
- Не всегда борется с тем,
что считает несправедливым.
- Редко выступает против
того, что считает несправедливым.
- Не добивается
справедливости.
- Совершенно равнодушен к
проявлениям несправедливости.
Бескорыстие.
- В своих поступках всегда руководствуется соображением
пользы делу или другим людям, а не
собственной выгоде.
- Почти всегда
руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
- Редко руководствуется в
своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
- В поступках часто
руководствуется соображениями собственной выгоды.
- В поступках всегда
руководствуется соображениями собственной выгоды.
Общительность.
- Всегда охотно вступает в
контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
- Как правило, с
удовольствием общается с людьми.
- Стремиться общаться с
ограниченным кругом людей.
- Предпочитает
индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, необщителен.
Чувство товарищества.
- Всегда помогает
товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
- Как правило, помогает
товарищам.
- Помогает товарищам,
когда его просят.
- Очень редко помогает
товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
- Никогда не помогает
товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
Отзывчивость.
- Всегда сочувствует
другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует
другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными
чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.
- Почти не умеет
сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет
сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
Вежливость, тактичность.
- Все его поступки и слова
свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет
должное уважение к другим людям.
- Часто бывает, невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок,
груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан
как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе:
Скромность.
- Никогда не выставляет на
показ своих достоинств, заслуг.
- Иногда по просьбе
товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.
- Сам рассказывает
товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
- Часто хвастается еще не
сделанным или тем в чем он принимает
очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
- Хвастается даже
незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
Уверенность в себе
- Никогда не советуется с
другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
- Все задания, поручения
выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
- Порой, выполняя трудную
задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
- Часто при выполнении
заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться.
- Постоянно, даже в
простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
Самокритичность.
- Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив
в исправлении собственных недостатков.
- В большинстве случаев
правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
- Порой прислушивается к
справедливым замечаниям, старается их учитывать.
- К критическим
замечаниям, советам относятся невнимательно,
не старается исправить недостатки.
- Отвергает любую критику.
Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их
исправления.
Умение рассчитывать свои
силы.
- Всегда трезво оценивает
собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
- Как правило, верно,
соизмеряет свои силы и трудности задания.
- Иногда бывают случаи,
когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
- В большинстве случаев не
умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
- Почти никогда не умеет
правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
Стремление к успеху,
первенству.
- Всегда и во всем
стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
- Стремится быть в числе
первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
- Стремится в чем-то
одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
- Очень редко стремиться к
успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
- Никогда не стремится в
чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.
Самоконтроль.
- Всегда тщательно
взвешивает свои слова и поступки.
- Не всегда тщательно
контролирует свои слова и поступки.
- Большей частью поступает
необдуманно, рассчитывает на «везение».
- Почти всегда поступает
необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
- Постоянно поступает
необдуманно, в расчете на «везение».
Волевые качества личности
Смелость.
- Всегда вступает в
борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- В большинстве случаев
вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- Не всегда может
заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
- В большинстве случаев
отступает перед силой.
- Всегда отступает перед
силой, трусит.
Решительность.
- Всегда самостоятельно,
без колебаний принимает ответственное решение.
- В большинстве случаев
без колебаний принимает ответственное решение.
- Иногда колеблется перед
ответственным решением.
- Редко решается принять
какое - либо ответственное решение.
- Не в состоянии
самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
Настойчивость.
- Всегда добивается выполнения
намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
- Как правило, старается
выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные
случаи редки.
- Доводит до конца
задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют
кратковременных усилий.
- Очень редко доводит до
конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
- Столкнувшись с
трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Самообладание.
- Всегда умеет подавить
нежелательные эмоциональные проявления.
- Как правило, умеет
справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
- Порой не умеет
справиться со своими эмоциями.
- Часто не может подавить
нежелательные эмоции.
- Плохо владеет своими
чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Положение ребенка в
детском коллективе.
Авторитет в классе.
- Пользуется безусловным
авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом
среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом
только у части одноклассников (у какой - то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
- Пользуется авторитетом у
остальных учащихся.
- В классе авторитетом не
пользуется,
Симпатия.
- Является любимцем
класса, ему прощаются отдельные недостатки.
- В классе ребята
относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией
только у части одноклассников.
- Пользуется симпатией у
отдельных ребят.
- В классе его не любят.
Авторитет во внешкольных
объединениях.
- Является признанным
авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная
школа, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у
большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа,
музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
- Пользуется авторитетом у
отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
- Является членом
какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
- Не является членом
никакого внешкольного объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.
- Всегда легко и быстро
сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
- Достаточно внимательно
слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
- Не всегда внимательно
слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
- Слушает достаточно
внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда
исправляет их.
- Как правило, медленно и
с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из
объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
- При заучивании всегда
разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий
механического заучивания, запоминается им легко.
- При заучивании может
запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал,
требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал, требующий
механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле
заучиваемого
материала.
- При заучивании долго разбирается
в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
- Для запоминания
материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления,
делает смысловые ошибки.
Мышление.
- Быстро схватывает суть
материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные
оригинальные решения.
- Достаточно быстро
понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные
оригинальные способы решения.
- Удовлетворительно
понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
- В числе последних
улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом
обдумывания и решения задач.
- Понимает материалы
только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная
реактивность.
-Всегда эмоционально живо
реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
- Обычно эмоционально живо
реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
- Редко проявляет живую
эмоциональную реакцию на события.
- Живая эмоциональная реакция
практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
- Постоянно оживлен, очень
активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
- Оживлен, в меру активен
во всех сферах школьной жизни.
- Оживлен, активен только
в некоторых сферах школьной жизни.
- В сравнении с товарищами
менее активен и оживлен.
- Практически всегда вял,
апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная
уравновешенность.
- Всегда спокоен, у него
не бывает сильных эмоциональных вспышек.
- Обычно спокоен,
эмоциональные вспышки очень редки.
- Эмоционально
уравновешен.
- Повышенная эмоциональная
возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
- Вспыльчив, часты сильные
эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
|