Четверг, 25.04.2024, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Майстренко Оксана Ивановна- учитель истории

Форма входа
Поиск
Праздники России

Такие разные уроки

Главная » Файлы » Конспекты

"Окончание смутного времени"
14.04.2011, 23:06

                       Урок 1

           Окончание Смутного времени.

 

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и элементов театрализации.

 

Цели: 1.Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на         

               уроке, для формирования знаний о подъёме национально –   

               патриотического движения в период Смуты, об освобождении

               Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения

               новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского

               народа.

            2.Формирование навыков самостоятельного мышления, критического

               восприятия исторических источников, работы с текстом учебника,

               работы с тестом, опыта самооценки.

            3. Воспитание патриотических чувств на примере подвигов героев

               Смутного времени: К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина.

 

Оборудование:

           1. компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебный диск

               «История России XVII-XIX вв.»;

           2. «История России: конец XVI-XVIII век:Учеб для 7 кл.

               общеобразовательных учреждений»./ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

               - М.: Просвещение, 2003 г.

 3. «Окончание Смутного времени»- тестовые задания, 2 варианта;

           4. «Русская история моя»-стихотворение;

 5. театральные костюмы: сказительница, Васька, Фея, Михаил Романов

 6. оценочные листы:

 

 

  Фамилия, имя

 

  Короткий

     ответ

   1 балл

 

Полный ответ

 

     3 балла

 

    Тест

 

     4 балла

 

  Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

I этап: проверка домашнего задания: ( театрализация.)

 

Сказительница: Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли вас сказочкой? Так слушайте.

   В некотором царстве, недалёком государстве, в районе Аргаяшском, в области Челябинской, в посёлке Красный Октябрь жил да был, ни о чём не тужил добрый молодец Василий. И учился он в учреждении общеобразовательном, в школе средней, в классе 7 «а». Учился так себе ни шатко ни валко, а через пень-колоду. Но особенно он не дружил с историей.

 

Васька: А чего с ней дружить-то? Чего в ней интересного-то? Подумаещь!

Даты какие-то, события…Ну их – надоели! Ладно бы, что ещё интересное было, а то князья какие-то, да бояре с бородищами. И вообще, что у нас в России интересного было-то? То ли дело Америка – ковбои, жвачка, рейнджеры, Сталлоне, Шварценеггер – красота! А историчка наша ну ничего не понимает! Привязалась ко мне: учи, говорит, историю, учи, а то будещь невеждой. Ой, спать как хочется! Лягу-ка я, полежу, а историю потом как-нибудь почитаю.

 

Сказительница: Вот он каков, наш удалец. Спать улёгся – и проблемам конец. Да ночь выдалась не простая, а сказочная. И вот что произошло…

 

Под музыку появляется Фея.

 

Васька: Ой, ты кто?

 

Фея: Фея. А что, не похожа?

 

Васька: Не знаю, я их никогда не видел. Да и вообще думал, что их не бывает.

 

Фея: Мы есть, только приходим не к каждому.

 

Васька: А ко мне зачем пришла? Я тебя не звал…

 

Фея: Дело у меня к тебе очень важное. Услышала я в своём волшебном царстве, что есть такой ученик, который историю не любит. Удивилась я очень: как же можно историю не любить? Она же мать всех наук. А уж историю своей Родины тем более нужно знать и любить. И решила я тебя проучить.

 

Васька: Это как же?

 

Фея: А вот так. Отправлю-ка я тебя в Страну невыученной истории, а там посмотрим, что будет.

 

Под музыку Фея удаляется.

 

Сказительница:

            Фея палочкой взмахнула,

            «До свиданья» не сказала,

             Время вспять вдруг повернула.

             Ваську в старину услала.

 

Васька: Ой, что это со мной? Куда это я попал? Кто ты?

 

Михаил Романов: Я – русский царь – Михаил Фёдорович Романов, выбрал меня на царство Земский собор в 1613 году. В стране моей: голод, беспорядок, интервенты…Что же случилось с великой Русью? Ты, отрок, расскажи, что творилось в России до моего воцарения. А не расскажешь, голову с плеч!

 

Васька: Так нам же на прошлом уроке учительница рассказывала о Смутном времени…А я не выучил домашнего задания. Что же делать? Ох, лишусь я головы.

 

Михаил Романов: Что такое Смутное время?

 

Васька: Я не помню… Ребята, помогите!

 

(Смутное время – период междуцарствия в конце XVI – начале XVII вв.)

 

Учитель: За правильные ответы отмечайте баллы в оценочном листе.

 

Михаил Романов:

1.     Почему наступило Смутное время?

2.     Кто такой Лжедмитрий I?

3.     Кто такой Василий Шуйский?

4.     Кто такой Лжедмитрий II?

5.     Что такое «Семибоярщина»?

6.     Почему трудные дни настали для русского государства в период «Семибоярщины»?

 

Ну вот, теперь я знаю, что в моём царстве творилось. Пойду порядок наводить.

 

Васька: А я теперь всегда буду историю учить.

 

IIэтап: Объяснение нового материала:

 

Учитель: Ну вот, мы и вспомнили, что творилось в Российском государстве в период Смутного времени. Под угрозой оказалась национальная независимость страны. Русский народ поднялся на борьбу за освобождение своего Отечества.

 

Рассказ учителя по анимированной карте: 1, 2, 3 фрагменты.

 

I Ополчение.

 

Первыми против польских захватчиков выступили рязанцы. В Рязани было создано I народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. К движению присоединились остатки  русских тушинцев во главе с Д. Трубецким и И. Заруцким. В марте 1611 года передовой отряд ополчения под предводительством князя Д. Пожарского занял окраину Москвы. Против поляков выступили и жители Москвы. В городе завязались ожесточённые бои, начались пожары. Слабо вооружённые отряды ополченцев и москвичей под ударами захватчиков вынуждены были отступить. В одном из боёв Пожарский был ранен, но продолжал сражаться. Казаки князя Трубецкого закрепились на окраине Москвы.

         И хотя народному ополчению не удалось освободить Москву, его отряды продолжали со всех сторон блокировать город. Поляки заволновались. Но в лагере ополченцев начались раздоры. Казаки Заруцкого, недовольные тем, что Ляпунов запрещал им грабить и постоянно попрекал службой у самозванца, убили его. Сторонники Ляпунова стали покидать ополчение. Летом 1611 года Россия оказалась в крайне тяжёлом положении.

 

Докажите эту мысль, пользуясь текстом учебника. (стр. 27, второй абзац 

сверху)

1.     В июне 1611 года войска польского короля овладели Смоленском.

2.     В июле шведам был сдан Новгород.

3.     С юга на русскую землю вторглись отряды крымского хана.

4.     Англия строила планы захвата русского севера.

5.     в Москве продолжали хозяйничать поляки.

Первые пятеро учеников, показавшие записи учителю, отмечают полученные баллы в оценочном листе.

 

Второе ополчение.

 

Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. (слайд: обращение К. Минина к нижегородцам) Кузьма Минин прекрасно понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Возглавил ополчение Дмитрий Пожарский.

 

Сообщение: Д. Пожарский и К. Минин. (слайды)

·        Д. Пожарский.

·        Д. Пожарский в битве под Москвой.

·        Князь Пожарский воодушевляет войско.

·        К. Минин.

·        Гражданин Минин и князь Пожарский.

·        Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

 

Д. Пожарский обратился к русскому народу с призывом подняться на борьбу с захватчиками.

 

Демонстрация видео-отрывка.

 

Силами Второго ополчения Москва была освобождена 26 октября 1612 года. Освобождение Москвы вызвало мощный подъём всенародной борьбы против, оставшихся на территории России, захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить Михаила Романова – будущего русского царя.

 

Земский собор 1613 года.

 

С освобождением столицы предстояло восстановить в России государственную власть, избрать нового царя. Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора.

 

Анализ документа. (стр. 32) Слайды: избрание на царство, Михаил Фёдорович.

 

Вывод: Таким образом, в 1613 году, закончилась Смута на Руси. Мир и порядок были восстановлены благодаря самоотверженным подвигам российских героев: К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина…и многих других, о которых не знает русская история…

 

 

 

 

         «Русская история моя»

 

Сколько раз тебе враги без устали

Обречённо говорили «сгинь!»,

Но хранят и ныне камни Суздаля

Лёгкий шаг владимирских княгинь.

 

И поныне плачет песня: «Выдюжи,

Одолей проклятых половчан»,

Колокол невидимого Китежа

По кому звонишь ты по ночам?

 

Одного, за ним другого, третьего

Ты метлой сметала со двора.

Ты швыряла жалкого Отрепьева

Под стрелецкий вымах топора.

 

Толпы пленных по просёлкам тянутся

В пестроцветьи ветхого тряпья.

Ты была жестокая наставница,

Русская история моя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIIэтап: Закрепление изученного материала.

 

Тестовые задания по вариантам.

 

                 Окончание Смутного времени.

                        

                             I вариант.

 

1. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как

руководители:

    А) крестьянского восстания;

    Б) обороны Смоленска;

    В) ополчения, освободившего Москву;

    Г) заговора бояр против Лжедмитрия I.

 

2. В каком году состоялся Земский собор, избравший царём Михаила Романова?

     А) 1611г.

     Б) 1612 г.

     В) 1613 г.

 

3. Выберите правильные ответы:

 

      1611 год был для России исключительно тяжёлым потому, что:

 

    А) набирало силу движение, возглавляемое Болотниковым;

    Б) Первое ополчение потерпело поражение;

    В) Англия захватила северные земли;

    Г) польские войска, после длительной осады, захватили Смоленск;

    Д) Лжедмитрий II осадил Москву;

    Е) шведские отряды захватили Новгород;

    Ж) с юга на русскую землю вторглись отряды крымского хана.

 

4. О ком идёт речь?

 

      Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жён и детей и соберём казну на жалование ратным людям». После победы над врагом ему был пожалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалование – 200 рублей в год. Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде.

 

 

 

 

                 Окончание Смутного времени.

 

                           II вариант.

 

1.     Центр освободительного движения, где стало формироваться Второе ополчение:

А) Владимир;

Б) Тула;

В) Рязань;

Г) Нижний Новгород.

 

2.     В каком году сформировалось Второе ополчение?

А) 1611 г.

Б) 1612 г.

В) 1613 г.

 

3.     Укажите верные утверждения.

 

А) летом 1611 года Россия оказалась в исключительно тяжёлом положении;

Б) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу;

В) для управления страной руководители ополчения создали «Совет всей земли»;

Г) в начале 1612 года стало формироваться Первое ополчение;

Д) К. Минин был одним из руководителей Первого ополчения;

Е) Второе ополчение освободило Москву от польских захватчиков;

Ж) в 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова.

 

4.     О ком идёт речь?

 

               Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Фёдор был сослан, мать состояла «верховной боярыней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участник Первого, Второго ополчения и временного правительства. В Москве имеется памятник.

 

После выполнения задания, на доске вывешиваются правильные ответы. Ребята ставят баллы, полученные за работу в оценочные листы.

Подсчитывают сумму баллов и выставляют себе оценку за урок.

                          8 баллов -     «5»

                          6-7 баллов – «4»

                          4-5 баллов -  «3»


Категория: Конспекты | Добавил: cvetok
Просмотров: 15866 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz